Проектные задачи в начальной школе.
Проектная задача - это "квазиреальная" проблемная жизненная ситуация,
в которой не должна быть напрямую поставлена задача.
Проектная задача – всегда новая задача.
Для неё нет алгоритма решения, последовательность действий иногда планируют сами школьники.
Основная педагогическая цель проектных задач -
способствовать формированию и развитию навыков учебного сотрудничества обучающихся
при организации образовательного процесса.
Особенности проектных задач:
1. Деятельность школьников направляется на создание результата ( продукта);
2. Задаёт общий способ проектирования;
3. Ориентирована на применение учащимися известных способов действий, средств и приёмов;
4. Принципиально носит групповой характер.
Требования к проектной задаче:
1. Создание ситуации, в которой напрямую не поставлена задача.
2. Задача должна быть сформулирована самими детьми.
3. Проблемная ситуация с вариантами конечного "продукта".
4. Местом "сборки продукта" является итоговое задание.
Структура проектной задачи:
1. Формулирование самой задачи;
2. Определение системы действий при работе над ней;
3. Создание реального "продукта".
Этапы работы над проектной задачей:
1. Сообщение жизненной ситуации, её анализ;
2. Постановка проблемы;
3. Определение цели решения проблемы;
4. Поиск средств и путей решения проблемы;
5. Решение поставленной проблемы;
6. Получение конечного результата;
7. Анализ полученного результата;
8. Представление "продукта" решения проектной задачи.
Роль учителя на уроках решения проектных задач:
- помощь в определении проблемы и замысла её реализации;
- консультирование;
- контроль за работой учащихся;
- оказание помощи отдельным учащимся;
- нормирование труда школьников;
- оценка их деятельности на каждом этапе.
Классификация проектных задач:
- предметные и межпредметные;
- одновозрастные и разновозрастные;
- стартовые и итоговые.
Итог решения проектной задачи:
- реальный "продукт" (схема, модель, текст, макет, таблица, рисунок)
- нематериальный "продукт" (качественное изменение самого ребёнка)
Количество и место проектных задач в образовательном процессе.
В фазе запуска - одна стартовая предметная задача;
В фазе учебного года - две предметные и две межпредметные задачи;
В фазе рефлексии - одна предметная и одна межпредметная задачи.
Результативность введения проектных задач в учебный процесс:
* Являются эффективным средством формирования ключевых компетенций школьника.
* Дают реальную возможность организовать сотрудничество детей.
* Определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
* Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.
- * Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий
- в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты.
- * Способствуют повышению познавательного интереса учащихся, развитию их творческих способностей.
- * Решают проблему преемственности между начальным и средним звеном образования.